Стены России |
опубликовал zygimantas 18 июня 2008 г. 18:28 |
Цикл рассказов «Стены России»
1. Стены России 2. Стены России (продолжение) 3. Стены России (продолжение) Москва 4. Псков 5. Смоленск 6. Коломна 7. Новгород Великий 8. Следы былых кремлей Подъезжая к любому русскому православному монастырю, первое, что встречает путешественника – стены и башни. Словно здесь изначально была заложена потребность не отойти от мирской суеты для покаяния и труда во славу Божию, а контролировать с господствующей высоты окрестные завоеванные земли. Напрашивается сравнение с замком феодала Западной Европы. В чем кроется причина столь мощной фортификации, явно не столь уж необходимой смиренным инокам? Вероятно в тесной смычке авторитарного государства и господствующей церкви: власть пользовалась обителями, как своими укрепрайонами, отряжая войска для несения гарнизонной службы, предпринимая меры по укреплению обороноспособности цитадели. Не случайно центр Москвы, буквально, опоясан кольцом дополнительных фортов-монастырей: Даниловским, Донским, Петровским, Сретенским и т.д.. Также существует еще одно кольцо, более обширное, по линии примерно 60-80 км: Троицкий, Боровский, Звенигородский и прочие. Государство, не считаясь с расходами, упорно возводило опорные пункты для борьбы как с внешней, так и с внутренней угрозой. Не единожды приходилось спасаться не слишком умелым государям от гнева подданных в своих подмосковных замках-монастырях. Другая причина выясняется при взгляде на время постройки стен – вторая половина 17 века: страх, заданный Московии сравнительно небольшими отрядами литовской казачьей вольницы во время Смуты 1599-1618 г.г., когда из конца в конец от крайнего севера до юга была разорена земля по нескольку раз подряд. В ожидании новой войны, московское правительство спешно укрепляло все, хоть сколько-нибудь, подходящие для обороны места. Неимоверно бедное, почти нищее государство, в каких-то пол-века возвело настолько гигантский объем стен и башен, что его, возможно, хватило бы на постройку стены вдоль всей границы, наподобие Великой Китайской. Ирония судьбы заключалась в том, что все эти стены оказались абсолютно невостребованными: в ближайшие два века Россия не подвергалась нападениям извне, а только сама неустанно воевала с Западом за пару крошечных и не особо нужных клочков территорий. К моменту же французского нашествия 1812 года все эти крепости настолько морально устарели, что никак не могли быть использованы в качестве оборонительных сооружений. Похожие как близецы стены постепенно разрушались в течение двух следующих веков. Иные были снесены за ненадобностью, другие, в местах более посещаемых, поновлялись и так дожили до нашего времени – памятник человеческой воли и пожертвования, но, также и тупости и трусливости правительства России. Некоторые из этих стен, очевидцем которых мне посчастливилось стать, я попробую представить подробнее. Троице-Сергиева лавра Вид на лавру со смотровой площадки Не случайно свой рассказ я решил начать именно с Троицы – самого известного и памятного монастыря. Дорог он Московитам своей историей, личностями обитавшими и творившими в нем. Впечатляет расположение обители: красивейшее место с холмами, низинами, речкой, петляющей вокруг мощнейших стен и башен – типичный среднерусский пейзаж, особо в представлении зарубежных гостей России. Доехать до Троицы очень легко из Москвы – лежит она на торной в Средние века дороге, связывающей знаменитейшие города Великого княжества Владимирского: Москву, Переяславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль и, далее к северу Кострому, Устюг, Пермь с Подвиньем. До Сергиева посада и через него едут автобусы с разных автовокзалов города Москвы, но проще всего выбрать прямой от станции метро "ВДНХ". Интервал движения – 15-30 минут. Менее удобен вариант электрички от Ярославского вокзала из-за перерывов и большего интервала между поездами (1 час в среднем). От вокзалов в Сергиевом посаде, которые находятся рядом, всякий местный житель покажет дорогу к Троице. Пешком – минут 10-15. Немного истории: монастырь основан в 1337 году, он почти ровесник государства Московского. Изначально судьба славяно-финского государства тесно завязалась с обителью: здесь князья, начавшие процесс превращения дальней северо-восточной колонии Руси в авторитарное и независимое княжество, получали идейное обоснование своим автократическим стремлениям, поддержку идеи объединения края, путем аннексии близлежащих ( и не столь близких) земель, здесь искали они защиту от выступлений подданных, отсюда направляли меморандумы с обоснованием своей грабительской политики. Со своей стороны князья и государи Московские щедро жаловали Троицу землями, вкладами, льготами, украшали и укрепляли ее. Далеко не каждый город мог похвастать столь мощной фортификационной системой: высота стен около 12 метров,таково же и число башен. Бесконечно долго можно описывать знаменитую осаду Троицы 1610 года в Смутное время войском литовско-донских казаков, вкупе с нерегулярными польскими отрядами. Конечно, многое впоследствии было патетически преувеличено российской пропагандой, но факт остается фактом: осада была снята через год без результата. Каким образом смог инок-отшельник, св. прп. Сергий, сын обедневшего ростовского боярина, придать столь широкую славу незначительному монастырскому общежитию в глухих лесах Переяславльских? Не последнюю роль, думаю, сыграло то обстоятельство, что родной брат Сергия, Стефан был игуменом московского Богоявленского монастыря, близкого к княжескому двору. Однажды, уже в пору известности Троицы, меж братьев даже вышел спор: кому начальствовать в ней? Стефан победил и изгнал Сергия, но ненадолго – по желанию другой части братии св. прп. Сергий был вновь возвращен на прежнее место. Через брата, видимо, началась дружба Сергия с князем Димитрием Иоанновичем (Донским), не раз посещавшим отшельника и советовавшимся о делах государства. Любопытный факт: в летописях сохранились письма св. прп. Сергия к князю, взаимоисключающие друг друга, по поводу поведения князя перед Куликовской битвой. Более известный вариант с благословением на бой, и не столь рекламируемый – запрещающий Димитрию поднимать руку на царя, коему он клялся в верности (напомню, что отношения Московского с Ордынским были вассальными: попытка свержения ига могла толковаться, как мятеж против законного царя т.е. клятвопреступление!). Не исключено, что оба варианта подлинные, просто относящиеся к разному времени: св. прп. Сергий мог запретить выступать против законного хана Орды, тогда как клятва не распространялась на узурпатора престола, темника Мамая. Вероятно, что это объясняет различные модели поведения Димитрия: в 1380 году при подготовке Куликовского сражения, и в 1382 – при его бегстве от нашествия более слабого, но "законного" властелина Тохтамыша. Но главная причина широчайшей известности Троице-Сергиевой лавры – ее неутомимая деятельность по подготовке кадров для управления и распространения идей самодержавия и православия. Почти все позднейшие монастыри России были основаны, либо учениками св.прп. Сергия, либо выходцами из этого монастыря. Что смотреть в Троице? Абсолютно все! Здесь нет мест, которые можно пропустить. В первую очередь, конечно храм во имя св.Троицы – один из древнейших в Московской области. Здесь дивные фрески и иконостас Андрея Рублева, мощи св.прп.Сергия в драгоценной раке (дар Феодора Иоанновича) под столь же богатой сенью (дар Анны Иоанновны). Оцените колокольню работы Ухтомского, мастера московского барокко, посетите Успенский собор 16 века, найдите убогий склеп возле него: в нем похоронена семья Годуновых (сам государь,его жена, сын и дочь). После того, как осмотр лавры закончится, что дело не одного дня, хорошо пройти вокруг стен, любуясь ее видами с разных ракурсов, заходя в многочисленные храмы в окруе – все они интересны и примечательны. За комплексом лавры находятся галереи бывшего конюшенного двора, в них можно купить медовуху из Суздаля и Коломны, советую попробовать! А пообедать лучше в столовой самого монастыря близ входа, слева: недорого и ничего вкуснее блюд монастырской кухни я не пробовал. Колокольня работы князя Ухтомского Городок Сергиев посад невелик и сохранил в основном черты старого русского города, здесь чувствуется уют и неторопливость. Исключение, производящее на меня гнетущее впечатление -- торгующие, в окрестности Троицы, этаким кичем "а-ля Рюс": Раша матрешка, балалайка и т.п. Стихийный рынок переходит в целый базарный городок. В нем есть и дорогие кабаки и такие же гостиницы. Куда интереснее, на мой взгляд, посетить музей старинной игрушки, находящийся в старом здании на противоположном, высоком берегу от лавры. Здесь есть и обычные матрешки вековой давности и игрушки детей последнего императора России. Остановиться в Сергиевом посаде можно, если вы исповедаете православие, в гостинице для паломников (обратиться в паломническую службу в самом монастыре), вот только места там бывают редко! В ином случае попробуйте устроиться в гостинице "Звездочка" на окраине за ж\д путями, здесь вы найдете неплохие условия за разумную плату, в том числе кафе на первом этаже. Телефон: 808-53, проезд на любой маршрутке с табличкой "Звездочка". В случае, если обстоятельства позволили вам задержаться в городе, советую посетить Чернигово-Гефсиманский скит, расположенный еще далее Звездочки. Доехать до него можно на автобусе №38 или на маршрутке с табличкой "Ферма" (надо еще немного пройти пешком). Так называемый "скит" представляет собой довольно большой монастырь, интересный в архитектурном плане храмами, в том числе пещерами, в которые можно попасть с экскурсией или самостоятельно, за плату. В России, вообще, не так уж мало пещерных монастырей, здешние пещеры – рукотворные. Подробнее об истории их создания и обо всем прочем лучше узнать на месте, в самом скиту. Чернигово-Гефсиманский скит Храм в Абрамцеве Любителям пеших прогулок могу посоветовать, в случае хорошей погоды, посетить св. источник "Гремячий ключ" за городом. Автобусом №37 от городского автовокзала доехать до остановки "Шильцы", далее идти по проселочной дороге по указателям пешком километров 5-7. Пройдя деревню Ляпино и миновав овраг за ней, вы выйдете на поле к рубленному деревянному храму – это и есть Гремячий ключ. По преданию источник возник по молитве св.прп. Сергия, когда он с учеником Романом бежали от смуты, поднятой его братом на Киржач. Как бы то ни было, раньше здесь был самый высокий водопад Московской области (25м). Теперь, к моему сожалению, по всему склону построены купальни и весь источник разбирается по желобам, не доходя и до середины склона. В купальнях и в округе всегда чрезвычайно многолюдно! За храмом -- Гремячий ключ Вот так и не стало водопада Путешествовать в окрестностях Троицы можно не менее месяца, вот только некоторые примечательные места: Хотьково – известный женский монастырь, Абрамцево – усадьба-музей мецената Саввы Мамонтова, Радонеж – небольшой поселок, место рождения св.прп. Сергия, Деулино – деревня, в которой было в 1618 году подписано перемирие с Речью Посполитой, после Смуты, Голыгино – деревня в которой были казнены отец и сын Хованские правительницей Софией Алексеевной (знакомое всем, кто читал в детстве "Бронзовую птицу" А.Рыбакова). Чуть дальше, но не чрезмерно -- Переяслав-Залесский, город-музей; Александров, бывшая Александровская слобода – резиденция Иоанна Васильевича Четвертого, "Русский Версаль". Чтобы хоть вкратце рассказать об этих и других местах потребуется время, приходится, как и всегда, тормозить себя, надеясь на собственную любознательность путешественника. Цикл рассказов «Стены России» |
Нравится |
← К списку статей Рейтинг: +2 |
Комментарии
Чтобы оставлять сообщения, нужно войти или зарегистрироваться. Примкнуть к туристическому сообществу RussoTravel.Ru проще простого — достаточно заполнить крохотную форму. Присоединяйтесь, вместе веселее и интересней!
Смотрите также |
Псков от zygimantas 10 сентября 2008 г. 12:52 Смоленск от zygimantas 10 сентября 2008 г. 12:59 Новгород Великий от zygimantas 10 сентября 2008 г. 13:13 Следы былых кремлей от zygimantas 10 сентября 2008 г. 13:47 Стены России (продолжение) от zygimantas 24 июня 2008 г. 16:11 |