Советуем войти или
зарегистрироваться,
чтобы полноценно
пользоваться сайтом

Справка Тур по сайту

Прогулка по Москве

опубликовал  zygimantas 15 мая 2008 г. 20:19  
Tag москва  Tag россия 

← К списку статей   ↓ 2 комментария  

А из нашего окна
площадь Красная видна
-- А из нашего окошка
только улица, немножко.
На ней мусор и говно,
не глядите в то окно!
(Московский народный юмор)

Москва – город чрезвычайно сложный для восприятия, особенно, если времени на осмотр достопримечательностей отведено менее месяца. Это роднит ее с Санкт-Петербургом, поистине столицы необъятны по количеству музеев и прочих объектов, приковывающих внимание туриста. Хорошо, когда вы едете с конкретной целью: посетить тот, или иной музей, театр и т.п. Еще лучше, если в столице вас встречают знакомые или родственники, готовые провести свое свободное время, сопровождая вас, конечно, если они сами хорошо представляют, что и как можно посмотреть. Я не случайно сделал эту оговорку – существует огромное число москвичей, проживающих на окраине города и имеющих об историческом центре весьма смутное представление. А, коли скоро вы в Москве самостоятельно, да еще и не надолго, позвольте мне предложить вам небольшой обзор мест, могущих заинтересовать любителя городского туризма.

Первые трудности встречающие самостоятельного путешественника в Москве – транспортные. Наглая таксомафия просто "горит" желанием "обуть" доверчивого приезжего. Не попасть на уловку сложно, поэтому мой совет: Не берите такси в аэропорте и на вокзале! Ну, если, конечно, вы все-таки ведете еще счет своим деньгам. С каждого аэропорта легче-легкого уехать на экспрессе до вокзала, а уж оттуда – куда угодно на городском пассажирском транспорте. В крайнем случае, не берите машину прямо на вокзале, а отойдите от него за пару кварталов – цена будет дешевле раза в 2-3. Желательно хорошо представлять по карте, где вы находитесь и в каком месте собираетесь выйти. Отсюда следующий совет: Скачайте карту Москвы и изучите ее заранее! Москвичи умеют парой фраз показать, что город они знают получше водителя и разводить их на лоха – напрасная трата времени. Ну, а коль скоро, вы в Москве впервые, то переживите некоторую потерю во времени и – в метро.

Проблемой может оказаться вход, поскольку во время массового приезда поездов и электричек к кассам выстраиваются огромные очереди. Торопиться некуда? — тем проще! Но, если очень неохота стоять в давке, есть альтернативный способ уехать: на наземном транспорте. Зачастую удобен вариант электрички, поскольку вы уже на вокзале. Кроме того электропоезда в Москве начинают движение раньше открытия метро, а заканчивают позднее. С площади Трех вокзалов вы сможете уехать в почти любую часть Москвы. Казанское направление охватывает восток (Лефортово, Выхино, Косино), Ленинградское – север (Останкино, Ховрино, Химки), Ярославское – север (Ростокино, Свиблово, Бабушкино). Кроме того за Ленинградским вокзалом находится платформа Каланчевская – крупный пересадочный узел, с которой можно уехать по Белорусскому – запад (Тверская, Фили, Кунцево), Савеловскому – север (Дмитровка, Дегунино, Бескудниково), Курскому – юг (Люблино, Царицыно, Бутово), Рижскому – запад (Щукино, Тушино) направлениям. Минус в том, что электрички ходят нечасто, необходимо хорошо знать расписание (подходящий сайт: www.raspisaniya.ru) и хорошо представлять, куда вы направляетесь, поскольку платформы находятся чаще в промзонах, далеко от жилой застройки.

Второй вариант – наземный транспорт. У него те же минусы, что у электропоездов, кроме того вы рискуете, если это не раннее утро или не выходной день, провести в пробке столько времени, сколько заняла вся дорога до Москвы. В случае же выходного дня, лучшей экскурсии по Москве за чисто символическую плату трудно желать. Заранее прошу ознакомиться с маршрутами наземного транспорта, увязав их с картой!

Третий вариант – если вы по дороге не очень устали, любите путешествовать налегке, то не ломитесь в перегруженное вокзальное метро, а вооружившись картой прогуляйтесь до другой станции. Сам я именно так и поступаю, доходя с площади Трех вокзалов до тихой и невостребованной станции "Красные ворота" (15 мин пешком). А лучше догулять до Богоявленского собора (ст метро Бауманская, 30 мин пешком) по Новорязанской улице, начинающейся сразу за Казанским вокзалом. Это один из лучших маршрутов для пеших прогулок, поэтому опишу его подробнее:

С площади Трех вокзалов, обогнув Казанский, вы попадете на Новорязанскую улицу. Вдалеке, если не глухая ночь и не туман, вы увидите золотые купола – это собор Богоявления в Елохове, цель нашего путешествия. Сама Новорязанская мало интересна, до тех пор, пока не выйдешь на Разгуляй. Такой улицы нет на карте, но каждому москвичу знакомо это название. Ранее здесь была площадь с казенными кабаками, отсюда и название. Здесь почти каждый дом – легенда и каждая усадьба – шедевр! Пожар 1812 года не затронул этот район и теперь можно любоваться городской застройкой Москвы конца 18в. "Все знатные фамилии, по необходимости селились в соседстве дворца"-(Забелин), который находился в Лефортове. Оттого здесь сохранились великолепные усадьбы: графа Разумовского, заводчика Демидова, авантюриста и библиофила Мусина-Пушкина (открывателя "Слова о полку Игореве") и проч. В доме № 36 по Старой Басманной родился А.С.Пушкин и был крещен в Богоявленском соборе. Обратите внимание на эти здания, а лучше просто вглядитесь в общие черты настоящей Москвы. Обязательно посетите Богоявленский собор – храм никогда не был закрыт и долгое (до постройки Христа Спасителя-2) время был патриаршей кафедрой. В Богоявленском пели лучшие голоса оперы, в том числе И.Козловский. Насмотревшись и, если повезет, наслушавшись, вы можете спуститься в метро на станцию "Бауманская", а если не устали, то пройти дальше по Басманным улицам и в конце пути выйти к станции метро "Красные ворота". В самом конце прогулки у памятника М.Лермонтову стоит небольшой храм, построенный по эскизу Петра 1-го. И никогда не стесняйтесь спросить у москвичей все, что необходимо! Смею уверить: большинство жителей Москвы доброжелательны и толковы. Определить москвича можно по неторопливой и вальяжной походочке, среди торопящейся и суетливой толпы. Кстати, несмотря на неторопливость и отрешенный вид, москвич никогда ни с кем не сталкивается и никому не мешает на улице, почему – а кто его знает?

Итак, какой бы вариант вы не выбрали, все равно путь ваш окончится у турникета общественного транспорта. Здесь надо объяснить, что в Москве весь наземный транспорт оборудован турникетами на вход по магнитным карточкам. В метро эти карточки бесконтактные, надо просто приложить карту к кружку с ПРАВОЙ стороны автомата и спокойно пройти, если загорелся зеленый свет. В электричке для прохода на платформу вставьте билет штрих-кодом вверх в щель турникета и либо поверните перекладину, либо пройдите в открывшиеся дверцы. Старайтесь проходить рядом с постом дежурного – в крайнем случае он вам поможет. Сложнее с наземным транспортом: во-первых купить транспортную карту на остановке непросто, во-вторых – некому объяснить, как ей воспользоваться. Если киоск по продаже карт есть, то прикиньте на сколько поездок вы расчитываете. Чем больше их на одной карте, тем дешевле! Если вы приехали на пару дней, то вполне хватит 20-ти поездок, если на неделю – 40-ка. Наилучшая цена – 60 поездок на месяц (по одной карте одновременно могут проходить хоть 60 человек, передавая ее друг другу). Ну, а если киоска нет, то остается купить карту у водителя за цену вдвое большую. Алгоритм прост: войдите в переднюю дверь последними (поскольку у большинства карты есть), протяните водителю деньги (лучше без сдачи, т.е. на одну поездку – 25 руб, 2 – 50 р. и т.д.), взяв карту, вставьте ее печатной стороной к себе и стрелкой вниз в щель вверху турникета, дождитесь, пока автомат считает информацию и вернет карту, заберите ее и проходите, повернув перекладину турникета. Это не так страшно, как пишется…

Следующий этап – остановка, обязательно дайте водителю сигнал о том, что собираетесь выходить, нажав на кнопку у двери. Надеюсь, вы знаете куда или к кому приехали. Если нет, то мне искренне жаль вас! Гостиницы в Москве почти всегда забиты под завязку, поэтому места лучше бронировать заранее. В крайнем случае обратитесь с сервис-центр на вокзале: там за небольшую плату вам подберут что-нибудь подходящее. Общее правило: окраины дешевле центра, и номера часто лучше.

Теперь, когда вы устроились и выполнили обязательную программу, т.е. посетили Кремль, Красную площадь, Третьяковскую "галантерею", Бородинскую "пилораму" и, для особо упертых, мавзолей Ленина, когда подивившись вдосталь градостроительным изыскам "Лужкова-Церетели& compani" на Манежной площади, без сил присели в Александровском саду, так вот, после всего этого кошмара, вы можете задать законный вопрос: "И это вся Москва?"…

-- Нет, это не Москва и к Москве имеет отдаленное отношение, примерно как визитная карточка, это не ее владелец! Если прогулка по Разгуляю уже состоялась, вы имеете некоторое представление о Москве. Это не город небоскребов, высоток, грязноватого переполненного метро, пробок на автомагистралях, торговли и суеты. Истинный облик Москвы, которую мы недавно потеряли и ее коренных обитателей, коих немного осталось, сравнительно с общим населением города, живет в черемухово-сиреневых садиках Замоскворечья, в холмистых и извилистых, передающих истинный рельеф, переулочках Китай-города, в тенистых аллеях Бульварного кольца, в московских двориках, разбросанных по всему городу и тающих с каждым днем. Единственное время, когда по Москве можно гулять спокойно, это утро воскресного дня. Только тогда можно расслышать за гулом моторов пение птиц, упрямо не желающих покидать центральные улицы и вдыхать не особо чистый, но все же воздух, а не смесь пыли и перегоревшего бензина.

Пройдемся по Китай-городу. Он начинается сразу за Красной площадью, точнее за зданием ГУМа. Его границы очерчены Театральным проездом, Охотным рядом до Лубянской площади, а далее Новой и Старой площадьми к Солянке и Варварке. Близ этого района много станций метро: Лубянка, Театральная, пл.Революции, Охотный ряд, Китай-город. Советую выйти на станции пл.Революции – Театральная (общий выход) и, оценив красоту остатка стены Китай-города, подняться по переходу на Никольскую улицу, а затем пройти по ней, попутно углубляясь в переулки, ведущие на параллельную Ильинку, и, также, сворачивая во все подъезды и проходы другой стороны, ведущие на задворки улицы и стены. В Китай-городе нет усадеб, это не жилая, а деловая часть города, стоит только обратить внимание на застройку: Торговые и Гостиные ряды, Биржа. Оазисы жизни духовной – монастыри Богоявленский (в Богоявленском переулке) и Заиконоспасский (на Никольской, вход в арку жилого дома, указатель имеется). В монастырях прекрасно сохранилась застройка и, кроме этого, славны они историей! В Заиконоспасском была открыта первая в России академия, т.н. Греко-Славяно-Латинская, выпускниками коей были и первый русский академик Российской академии наук В.Тредиаковский, и М.Ломоносов, и автор первого учебника математики в России А.Магницкий, и многие другие выдающиеся ученые. Настоятелем Богоявленского монастыря в 14в. был родной брат св.преп.Сергия Радонежского – Стефан. Думаю, что если бы не поддержка брата, близкого к княжеской семье, то св.Сергий вряд ли прославился на всю Московию со своей скромной пустынью (Троице-Сергиева лавра).

Необычно решение храма св. пророка Илии на Ильинке – он встроен в обычный дом, а вход в него не отличишь от входа в подъезд.

На углу Никольской улицы и Новой площади сохранилось здание Печатного двора. На этом месте находилась и мастерская первопечатника Московского Ивана Федорова, где он с компаньоном, Петром Мстиславльцем, начинал свои, не оцененные современниками труды. Не очень известная информация: Иван Федоров был родом русин (украинец), на это указывает герб, который помещен в его изданиях – он принадлежит знаменитому роду Рагоз (известен Михаил Рагоза – митрополит Киевский, принявший унию). Петр Мстиславлец (из города Мстиславля, в Белоруссии) возможно был учеником первопечатника русского Франциска Скорины.

Свернув к Москве-реке за станцией метро Китай-город, можно увидеть другой фрагмент китайгородской стены. Здесь начинается местность, называемая Зарядьем, ныне превращенная в огромную стройплощадку на месте снесенной гостиницы "Россия". Поэтому лучше пройти выше стройки по ул.Варварка, на которой сохранились несколько храмов, в том числе настолько же прекрасный внутри, насколько неинтересен он снаружи, собор Знаменского монастыря. Перед ним бредовое сооружение в псевдорусском стиле – плод представлений начала 20-го века о старине Русской – музей "Боярские палаты". Если позволяет время, обязательно побывайте в нем, его подвалы подлинные 16-17вв. Варварка оканчивается зданием музея "Палаты Английской компании" – это подлинные палаты 16в., экспозиция невелика, но довольно емкая.

Теперь можно выйти на Красную площадь, со стороны Васильевского спуска, или перейти по Большому Москворецкому мосту в Замоскворечье – район, где проживали торгующие в Китай-городе.

(продолжение следует)

Нравится

← К списку статей   Рейтинг: +1  
 

Комментарии

Yura написал 15.05.08 22:38  #     +1

Как всегда очень интересно.
Насчет ступора у турникетов - да! да! да! :) Почему, не знаю, не спрашивайте :-|

Вера-жительница Миасса написал(а) 16.05.08 18:17  #     +1

Как интересно Вы написала о старой Москве!А ведь правда-пешие неспешные прогулки по улицам города,его исторической части,-это то,что позволяет почувствовать его дух,настроение,историю!Это ен безумная беготня по большим магазинам и достопримечательностям!Жаль,что я не знаю Москвы!При случае,воспользуюсь Вашими советами.

Чтобы оставлять сообщения, нужно войти или зарегистрироваться. Примкнуть к туристическому сообществу RussoTravel.Ru проще простого — достаточно заполнить крохотную форму. Присоединяйтесь, вместе веселее и интересней!

Смотрите также

* Московские страдания (не частушка) от zygimantas 25 июля 2008 г. 10:34
* Прогулки по Москве (продолжение) от zygimantas 21 мая 2008 г. 17:12
* Следы былых кремлей от zygimantas 10 сентября 2008 г. 13:47
* Инструкция для английских болельщиков,... от russoeditor 4 мая 2008 г. 14:10
* Стены России (продолжение) Москва от zygimantas 10 сентября 2008 г. 12:45

Вход на сайт

 
 
 
  Забыли свой пароль?
  Регистрация на сайте